На турбостроительном заводе

Мы на турбостроительном заводе. Ознакомимся вна­чале с цехом, изготовляющим крупные детали турбины,— цилиндры, валы, диски, корпуса подшипников.

Высокое, светлое, чистое помещение. Большие станки — токарные, карусельные, строгальные, сверлильные, фре­зерные. Много подъемных кранов; одни из них ходят вверху по крановым путям, другие укреплены на колоннах зда­ния. Сразу видно, что цеху приходится иметь дело с тя­желыми деталями.

На станках узнаем знакомые нам детали. Вот на кару­сельных станках средних размеров, в разной стадии об­работки турбинные диски: один их них еще мало отличается от стальной заготовки, другой почти готов, блестит чисто­той тщательно обработанного, а местами даже полирован­ного металла. Там — специальные станки, на которых в дисках прорезают пазы для закрепления в них лопаток.

Это точнейшая работа, требующая большого внимания и аккуратности.

На огромном токарном станке видим медленно вра­щающийся цельнокованый. Обработка его только начата. Она будет продолжаться долго, много дней. Дисков на нем надо выточить много, точность высокая, ответственность большая. Даже незаконченный ротор стоит дорого. Токарь внимательно следит за станком. В его сосредоточенном взгляде, настороженной позе, в точных движениях чувствуется сознание своей от­ветственности, тщательность и осторожность. Ведь на большом, многотонном роторе он должен выполнить не­которые размеры с точностью до сотых долей миллиметра.

На других станках обрабатываются валы, муфты, ка­кие-то большие кольца и другие детали. Назначение неко­торых из них нам пока неизвестно. Кругом идет напряжен­ная работа. На одних станках точат, на других сверлят, строгают, фрезеруют, шлифуют. Готовые детали сверкают чистотой обработки, полированные части блестят. Как бе­режно обращаются здесь с этими крупными деталями! По­лированные места вала закрыты временными защитными чехлами, чтобы нечаянно их не повредить и даже не поца­рапать. При подъеме краном пользуются специальными захватами или под стальные тросы подкладывают мягкие прокладки, чтобы трос не испортил чисто обработанных поверхностей.

Хотя с деталей при обработке снимается много металла, но стружки почти не видно. По мере накопления ее уби­рают от станков и увозят из цеха.

Переходим в другое отделение. Здесь обрабатываются цилиндры. Среди станков этого отделения преобладают крупные карусельные станки. Обрабатываемая деталь ста­вится на круглую площадку станка (планшайбу), которая вращается вокруг вертикальной оси.

На карусельных станках ведут преимущественно внут­реннюю обработку цилиндров — расточку. Мы видим, как обрабатывают пазы, в которые будут в дальнейшем встав­ляться диафрагмы.

Обе половины цилиндра обрабатываются вместе, они соединены болтами и поставлены на станок так, что их ось вертикальна. Сколько выдержки, умения, выносливости, какое совершенное знание станков нужно для такой рабо­ты, а ведь здесь тоже требуется выдерживать заданные размеры с высокой точностью.

На крупных сверлильных станках сверлят многочислен­ные отверстия в разных частях цилиндра, в том числе и для болтов, соединяющих обе его половины,— верхнюю и нижнюю. Диаметры этих отверстий достигают 140—160 мм и больше, сверлить их приходится на большую глубину.

Здесь тоже много кранов. Они подают заготовки, пере­таскивают частично обработанные детали со станка на ста­нок, с участка на участок (а таких перестановок очень мно­го), поворачивают, снимают, устанавливают — выполняют множество разнообразнейших обязанностей. Без их по­мощи с такими тяжелыми деталями не управиться.

Мы замечаем небольшой участок, где станков нет. Здесь стоят собранные части цилиндра. Все отверстия, имеющиеся в нем, специально закрыты. Это участок гидравлических испытаний. Чтобы удостовериться в достаточной проч­ности цилиндра, его полностью закупоривают и внутрь накачивают веду под большим давлением, в 2,5—3 раза больше того давления, которое будет в цилиндре при ра­боте турбины. Отдельные полости цилиндра испытываются под давлением в 300 и больше атмосфер.

Если цилиндр благополучно выдержит такое повышен­ное давление и нигде не потечет, то можно быть уверенным в его работе и в турбине.

Перейдем теперь в цех, где изготовляются средние и мелкие детали. Здесь явное преобладание токарных стан­ков, много фрезерных, есть и другие станки. На этих стан­ках изготовляются детали многочисленных устройств тур­бины. Некоторые мы можем узнать — здесь точат уплот­нения, там — детали регулирования.

На небольших карусельных станках мы видим обточку диафрагм, рядом — фрезеровку рычагов регулирования. В цехе производится обработка деталей почти всей турбины, кроме крупных, которые мы уже смотрели, и кроме лопа­ток. Лопатки делают в отдельном цехе.

Идем в цех, изготовляющий лопатки. В производстве лопаток нужны почти исключительно мелкие фрезерные станки. Есть, конечно, и другие, но их мало. Изделия этого цеха легкие — лопатки. Никаких подъемных устройств не требуется. Подъемный кран в цехе, конечно, есть, но он больше нужен для ремонта самих станков.

Почти на всех станках мы видим приспособления, в ко­торых закрепляются лопатки при обработке. Вот несколько движений работницы, и очередная заготовка закреплена на станке. Обработка началась. Но не сразу делается лопатка. Это производится лишь одна из операций. На разных стан­ках мы видим лопатки в различной стадии обработки. И каждый раз она закрепляется на станке в правильном по­ложении при помощи приспособлений. А вот мы видим со­всем иного вида приспособления, в них фрезеруется хвост лопатки. Зажимается и фрезеруется сразу целый пакет лопаток.

Обратим внимание на фрезы, которыми обрабатываются лопатки. Они выглядят довольно причудливо. Одни из них большие, другие маленькие. Особенно интересны большие фрезы, которыми обрабатывают профиль лопатки.

Некоторые лопатки не фрезеруются, а штампуются или просто гнутся из нарезанного на полоски листа. Потом у них только подрезают кромки. Это, главным образом, лопатки диафрагм, которые будут заливаться в чугун.

Зайдем в полировальное отделение. Здесь производится окончательная отделка лопаток — полировка рабочей части. Полируют их быстро вращающимися войлочными кругами, покрытыми наждачным порошком. При полировке выделяет­ся много наждачной пыли, вредной для здоровья. Поэтому возле каждого полировального круга мы видим большого диаметра трубы, через которые мощные вентиляторы отса­сывают выделяющуюся пыль.

На отдельном участке видим, как производится набор лопаток на диски. Эта работа в основном ручная, требую­щая большого опыта. От качества набора лопаток в боль­шой степени зависит надежность работы будущей турбины.

Мы видим, как заводят лопатки в паз, затем закреп­ляют последние лопатки, помещающиеся в данном пазу (так называемые замковые), как проверяют правильность положения лопатки, надевают бандажную ленту и раскле­пывают шипы.

Много что еще можно посмотреть в лопаточном цехе. Сколько, например, здесь разных видов контроля! Произ­водится даже испытание на вибрацию некоторых длинных лопаток, уже установленных на диске — важно, чтобы их частота колебаний была в заданных пределах. Разными способами проверяют, нет ли самых мельчайших, невиди­мых глазом трещинок в металле лопаток. Многие лопат­ки сортируют по весу и при наборе на диск диаметрально противоположные лопатки ставят одинакового веса. После сборки готовый диск балансируют. Необходимо, чтобы ни одна его сторона не перевешивала и центр тяжести диска лежал бы очень близко от его геометрического центра, иначе при быстром вращении диска в турбине эта неурав­новешенность вызовет большие центробежные силы, которые заставят вибрировать всю турбину.

Мы осмотрели далеко не все производство турбин, но осмотрели главное. Есть еще много других цехов, напри­мер, очень большой инструментальный, где готовят весь специальный инструмент и многочисленные приспособле­ния, без которых немыслимо рациональное турбинное производство. Важное место занимает и сварочный цех. В турбинных конструкциях сварка используется очень широко. Сваривают диафрагмы, части цилиндра турбины, конденсаторы, подогреватели, масло охладители и другие аппараты, без которых не может обойтись турбинная уста­новка.

Сборку турбины мы частично уже видели. Отдельно, на своих участках собирались ротор и цилиндр, а также многие другие узлы. Все они приходят на общую сборку турбины не в виде отдельных деталей, а уже собранными. Задача общей сборки: из узлов и деталей собрать турбину.

Общая сборка обычно производится на стенде. На стенде же производятся испытания полностью изготовленной тур­бины. Стенд — это упрощенная, временная установка тур­бины для проверки ее работы, несколько напоминающая установку турбины на электростанции. Генератор при этом обычно не ставится; это было бы слишком сложно. Турбина испытывается без нагрузки, на холостом ходу. Так неко­торое время она работает, причем все ее «поведение» тщательно исследуют, чтобы быть уверенными, что все сде­лано правильно, и турбина сможет нормально работать.

Мы видим металлический невысокий фундамент и на нем установленную турбину. Она без декоративной об­шивки и выглядит совсем не так красиво, как на электро­станции. Видно, что эта установка временная. Как и. на электростанции, турбина опутана сетью разных труб, так­же временных. Вокруг турбины сравнительно много людей. Тут и сборщики турбины, интересующиеся поведением их нового детища, машинисты, наблюдатели и инженеры стенда. Работники технического контроля внимательно и придирчиво проверяют работу машины. Все внимательны и в то же время несколько взволнованы: первый пуск но­вой турбины — всегда большое событие.

После окончания испытаний турбина разбирается, тща­тельно осматривается. Все замеченные недостатки исправ­ляются. Ее короткая жизнь на заводе закончилась. Впе­реди долгая жизнь на электростанции.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 10 =