Автоматическая сварка

Автоматическая сварка

Автоматическая однофазная сварка под слоем флюса широко применяется при производстве сварных конструкций. При этом способе сварки по сравнению со сваркой открытой дугой возра­стает коэффициент наплавки, совпадающий в связи с ничтожным угаром и разбрызгиванием с коэффициентом плавления. Значение коэффициента плавления для автоматической сварки пол слоем флюса характеризуется кривыми, представленными на фиг. 105.

Зависимость коэффициента плавления при автоматической сварке под слоем флюса от силы тока и напряжения

Зависимость коэффициента плавления при автоматической сварке под слоем флюса от силы тока и напряжения

Автоматическая сварка ведется подвесными и самоходными головками, перемещающимися по путям, смонтированным на ста­нинах. Подвесная головка монтируется на тележке, имеющей свой привод от двигателя мощностью 0,25—2,0 квт. Крепление головки к тележке допускает подъем и опускание головки на значитель­ную величину. Такая установка универсальна, позволяет вести сварку конструкций с большим диапазоном размеров в габарите и различным положением швов в пространстве. С целью сокраще­ния времени на вспомогательные операции к таким станкам должны быть приданы приспособления для установки конструк­ций или поворота их в процессе сварки, т. е. кантователи и мани­пуляторы.

Распространенной подвесной головкой является головка А-80 Института электросварки имени акад. Е. О. Патона (фиг. 106). Эта головка имеет следующую характеристику: скорость подачи проволоки 35—90 м/час, сила тока в пределах 350—1000 а, попе­речная корректировка 30 мм, вес головки без проволоки и флюса 50 кг. Головка имеет малые габариты, а поэтому весьма удобна для сварки узлов конструкций со сложными пересечениями.

Головка А-80

Головка А-80

Подвесная головка типа Г Цниитмаша имеет следующую тех­ническую характеристику: скорость подачи проволоки 30— 300 м/час, сила тока в пределах 350—2000 а, поперечная кор­ректировка +75 мм, вес головки 30 кг, механизм имеет вариатор для плавного изменения подачи электродной проволоки.

Унифицированная головка АБС Института Патона

Унифицированная головка АБС Института Патона

Унифицированная сварочная головка АБС Института электросварки имени акад. Е. О. Патона (фиг. 107) может быть приме­нена как подвесная головка и как самоходная, в зависимости от крепления ее к различным перемещающим устройствам. Голов­ка имеет следующую техническую характеристику:

  • скорость по­дачи электродной проволоки 29—225 м/час;
  • диаметр проволоки 4—6 мм;
  • сила тока в пределах 150—1500 а;
  • пределы поперечной корректировки 75 мм;
  • наклон поперек шва +45°;
  • наклон вдоль шва—60°;
  • емкость флюсоаппарата 20 л;
  • вертикальная настройка 200 мм.

В варианте применения головки АБС, как самоходной, обеспечивается скорость сварки 16—100 м/час. Направление дуги по шву производится либо вручную при помощи поперечного кор­ректора и указателя, либо автоматически при помощи трехроликового копира.

Самоходная головка САГ-4 Института Патона

Самоходная головка САГ-4 Института Патона

Самоходная головка САГ-4 Института электросварки имени акад. Е. О. Патона (фиг. 108) имеет следующую техническую характеристику:

  • скорость подачи электродной проволоки 40— 150 м/час;
  • диаметр проволоки 4—6 мм;
  • скорость сварки (переме­щения головки) 20—75 м/час;
  • си­ла тока в пределах 500—1000 а;
  • пределы поперечной корректиров­ки +30 мм;
  • пределы вертикаль­ной настройки 75 мм;
  • емкость бун­кера 15 л;
  • вес головки 52 кг.

Тракторы перемещаются пре­имущественно по поверхности сва­риваемого изделия и поэтому име­ют очень небольшую вертикаль­ную настройку (30—40 мм). Они применяются для сварки листовых конструкций. Трактор направ­ляется вдоль шва или копиром, используя разделку шва, или на­правляющей линейкой, уложенной вдоль шва. В некоторых случаях вдоль шва укладывается легкий рельсовый путь, по которому пе­ремещается трактор, являющийся вместе с тем и направляющим. Направление трактора вдоль шва производится и вручную по ука­зателю.

Тракторы выпускаются универсальными и специализированны­ми.

Сварочный трактор ТС-17 Института Патона

Сварочный трактор ТС-17 Института Патона

Трактор ТС-17 (фиг. 109) Института электросварки имени Е. О. Патона является легким универсальным трактором и обладает следующими характеристиками:

  •   диапа­зон силы тока от 200 до 1000 а;
  • диаметр электродной про­волоки 1,6—5 мм;
  • скорость сварки от 16 до 126 м/час;
  • скорость подачи проволоки от 52 до 400 м/час;
  • пределы поперечной кор­ректировки электрода +50 мм;
  • угол наклона мундштука поперек шва 45°;
  • вес трактора без проволоки и флюса 42 кг.
Двудуговой самоходный аппарат

Двудуговой самоходный аппарат

Трактор ТС-17-М, обладая возможностью наклона электрода поперек шва, обеспечивает сварку угловых соединений и сварку «в лодочку». Этот трактор имеет небольшие габариты, что дает возможность пропускать его через люки котлов, а это обеспечи­вает возможность автоматической сварки всех внутренних швов. Двудуговые автоматы Института электросварки имени акад. Е. О. Патона осуществлены для одновременной сварки двумя по­следовательными дугами. Эти автоматы в основном предназнача­ются для высокопроизводительной сварки на больших скоростях, а также для наплавочных работ. Двудуговой самоходный ав­томат (фиг. 110) предназначен для сварки продольных швов труб длиной 6 м, диаметром 800—1400 мм, толщиной стенки 8—12 мм. Автомат может работать при токе до 1800 а на каждой дуге, при скоростях сварки до 110 м/час.

Двудуговые автоматы обеспечивают сварку в одну ванну с большим объемом наплавленного металла. При установке же электродов на расстоянии одного от другого 150—200 мм вызы­вается термическая обработка первой наплавки дугой от второго электрода, что имеет большое значение для сварки легированных сталей.

Двудуговой трактор ДТС-23 Института электро­сварки имени акад. Е. О. Патона имеет следующую техниче­скую характеристику:

  • скорость подачи электродной проволоки в пределах от 75 до 457 м/час;
  • сила тока до 800 а на каждой дуге;
  • скорость сварки в пределах от 19,4 до 73 м/час;
  • настройка скоро­стной сварки и подачи проволоки производится раздельно смен­ными шестернями;
  • диаметр проволоки 2—4 мм;
  • расстояние между дугами (при вертикальных электродах) изменяется от 120 до 250 мм.

Если передний электрод установлен вертикально, а зад­ний под углом 45° (углом вперед), то расстояние между электро­дами может изменяться от 0 до 60 мм. Трактор допускает угол наклона электрода поперек шва от 12 до 50°.

Ходовой и подающий механизмы приводятся в движение одним общим асинхрон­ным электродвигателем МАГ-2 мощностью 0,2 квт при напряже­нии 36в.

Для автоматизации сварки коротких прямолинейных и криво­линейных швов разработаны шланговые полуавтоматы. От подаю­щего устройства электродная проволока малого диаметра по­дается к месту сварки по гибкому шлангу, который вместе с тем является и токоподводом.

Шланговый полуавтомат ПШ-5 Инсти­тута электросварки предназначен для подачи проволоки:

  • диаметром 1,5—2 мм;
  • длина шланга 1,5—3 м;
  • сила тока 150—600 а;
  • вес электрододержателя около 3 кг;
  • флюс засыпается в бункер, прикрепленный к держателю.

Схема сварочного поста представлена на фиг. 112.

Схема сварочного поста с шланговым полуавтоматом ПШ-5

Схема сварочного поста с шланговым полуавтоматом ПШ-5

Сварка трехфазной дугой разработана как автоматическая, полуавтоматическая, так и ручная.

Трехфазная дуга горит непрерывно, что наглядно представлено на фиг. 114 и 115, где изображены осциллограммы напряжения на дуге и светограммы процесса горения дуги, заснятые аппара­том ускоренной съемки в лаборатории Уральского политехниче­ского института. В соответствии с этим сварка трехфазной дугой может производиться при пониженном напряжении в сети, что на промышленных предприятиях и в особенности на строительных площадках часто имеет место, тогда как сварка однофазной дугой в таких условиях производиться не может. При сварке трехфаз­ной дугой расход электроэнергии несколько снижается, особенно при подаче в зону горения третьей (присадочной) проволоки.

Осцилограммы напряжения однофазной и трехфазной дуги

Осцилограммы напряжения однофазной и трехфазной дуги

Фотосъемка процесса горения электрической дуги

Фотосъемка процесса горения электрической дуги

В этом случае расход электроэнергии уменьшается до 2,0—2,3 квт- час на 1 кг наплавленного металла. Подача же присадочной про­волоки в зону горения однофазной дуги не может быть проведена столь успешно, так как устойчивость дуги снижается.

При сварке трехфазной дугой имеются условия для повышения cos φ до 0,60—0,65 вместо 0,35—0,45 при сварке однофазной дугой.

При сварке трехфазной дугой создается попеременное давле­ние дуги на расплавленную ванну металла и этим обеспечивается перемешивание расплавленных металла и шлака. При таком воз­действии дуги реакция между металлом и шлаком протекает более полно, в результате чего металл шва получается раскислен­ным и свободным от шлаковых включений (более плотным).

Трехфазная автоматическая сварка имеет существенные и раз­нообразные преимущества перед однофазной. Переход на сварку больших сечений требует применения мощных автоматов, включе­ние которых при однофазной сварке между двумя фазами вносит большие перекосы в питающей сети. Трехфазные установки, если и не дают вполне равномерной нагрузки, то все же вызывают асимметрию в значительно меньшей степени по сравнению с одно­фазными. Поэтому мощность трехфазных установок может быть значительно повышена по сравнению с однофазными установками, чем обеспечивается многократное увеличение производительности. Увеличение производительности, кроме того, достигается сгорани­ем двух электродных проволок трехфазной установки вместо од­ной проволоки при однофазной, а также в результате некоторого увеличения коэффициента расплавления и возможности подачи присадочной проволоки без понижения устойчивости горения трехфазной дуги.

Большое технологическое преимущество трехфазной автомати­ческой сварки заключается в разнообразной комбинации установ­ки электродов относительно оси шва (фиг. 116). Электроды могут быть установлены вдоль или поперек шва, с некоторым смеще­нием одного или обоих электро­дов с оси шва, чем дается воз­можность наложения узких или широких валиков, а также пре­имущественного направления дуги на одну из сторон раздел­ки соединения, если она более массивна и требует повышенно­го прогрева. Два электрода обе­спечивают качественную сварку швов в широких разделках. Как показали опыты, на трехфазном автомате можно успешно провести сварку плит толщиной до 140 мм, что при однофазной сварке вызывает очень большие затруднения.

Схема расположения электродов

Схема расположения электродов

Трехфазные сварочные головки делают возможной сварку и однофазной дугой, что иногда является необходимым для нало­жения первого валика в узкую разделку; в этом случае на время сварки одним электродом включается механизм подачи только этого электрода. Трехфазные автоматические установки дают воз­можность увеличить скорость сварки, что ведет к уменьшению вре­мени наложения швов и к более равномерному нагреву детали по ее длине. В связи с этим внутренние напряжения и коробление конструкции уменьшаются. Увеличение скорости ведет к измель­чению структуры и уменьшению крупнозернистой зоны перегрева с видманштеттовой структурой, свойственной этой зоне. С после­дующим увеличением скорости сварки зона перегрева исчезает, и зона термического влияния имеет только небольшой рост зерна, а в ряде случаев к линии сплавления примыкает непосредственно зона нормализации (фиг. 117).

Кривые зон термического влияния при трехфазной сварке на больших скоростях

Кривые зон термического влияния при трехфазной сварке на больших скоростях

Изменение зоны термического влияния в зависимости от скорости сварки представлено на фиг. 118.

Зоны термического влияния при трехфазной автоматической сварке

Зоны термического влияния при трехфазной автоматической сварке

Автоматические трехфазные головки УПИ-УЗТМ-I имеют следующие технические характеристики:

  • предельная сила тока на каждый электрод от 500 до 1000—1100 а;
  • скорость перемеще­ния от 16 до 100 м/час;
  • поперечная регулировка раздельно каж­дого электрода ±50 мм;
  • вертикальное перемещение электродов до 150 мм;
  • изменение угла между электродами 30—40°;
  • протяжен­ность хода головки автомата 10—12 м.

Эта автоматическая трех­фазная установка с 1948 г. непрерывно работает на заводе по сварке конструкций балочного типа, преимущественно балок рукояти экскаватора с ковшом емкостью 3 м³.

На однофазной установке каждый шов этой балки накладывался в два прохода, поэтому после наложения шва первым проходом требовалась тщательная очистка шлака, на которую затрачивалось очень большое количество времени. При сварке трехфазной установкой работа ведется в один проход, и затрата времени на промежуточ­ную зачистку устраняется. Машинное время при трехфазной установке уменьшается в 2—2,25 раза; балки свариваются в 2,5—3 раза быстрее.

Следующий тип головок для сварки трехфазной дугой — го­ловка УПИ-УЗТМ-II. Подвесная головка установлена на пере­движной тележке балочной установки. Головка имеет настройку скорости подачи электродных проволок сменными шестернями и плавную регулировку вариато­ром в пределах одной-двух ступеней. Кинематическая схема пред­ставлена на фиг. 122. Значения скорости подачи в зависимости от числа зубьев сменных шестерен приведены в табл. 45, а значе­ния силы тока на каждый электрод приведены в табл. 46. В этой таблице даны минимальные и максимальные токи в соответствии со скоростями подачи проволоки. Промежуточные скорости под­бираются сменными шестернями и установкой вариатора.

Кинематическая схема головки УПИ-УЗТМ-II

Кинематическая схема головки УПИ-УЗТМ-II

Производительность головки по машинному времени опреде­ляется данными табл. 47.

Таблица 45

Скорость подачи электродной проволоки в трехфазной головке УПИ-УЗТМ-II

Таблица 46

Силы тока, применяемые в трехфазной головке УПИ-УЗТМ-ІІ

Таблица 47

Производительность трехфазной головки УПИ-УЗТМ-ІІ

Оригинальным устройством в этой головке является механизм поперечной установки мундштуков и корректировки их положения относительно сварного шва. Маховички дают возможность при вращении их в одну или разные стороны добиваться разнообраз­ной установки электродов.

Примером сваренных посредством этой головки конструкций является ходовая рама экскаватора, сварное соедине­ние которой изображено на фиг. 124.

Угловое соединение ходовой рамы экскаватора

Угловое соединение ходовой рамы экскаватора

Новый тип головки — трехпроволочная подвесная головка УПИ-УЗТМ-III, предназначенная, как и предыдущая, для сварки трехфазной дугой с присадочной проволокой, подавае­мой в сферу горения трехфазной дуги. Головка этого типа дает возможность дополнительно значительно повысить производительность за счет сгорания присадочной проволоки в сфере горения трехфазной дуги без потери устойчивости дуги. Головка предна­значена для работы на портальных установках и установках для сварки продольных и кольцевых швов цилиндрических изделий. Кинематическая схема головки представлена на фиг. 126. Скорости подачи проволоки регулируются шестью парами сменных ше­стерен. Возможные режимы сварки приводятся в табл. 48.

Таблица 48

Режимы сварки трехфазной головки УПИ-УЗТМ-ІІІ

При необходимости плавного регулирования тока конструкция головки: допускает установку вариатора скоростей системы Светозарова. Для регулирования на промежуточные токи изготовляются допол­нительные сменные шестерни.

Кинематическая схема головки УПИ-УЗТМ-III

Кинематическая схема головки УПИ-УЗТМ-III

Технологические преимущества трехфазной автоматической сварки и в особенности возможность двумя электродами обеспе­чить воздействие на обе стороны разделки, а также вести сварку без зачистки шлака каждого слоя были положены в основу при создании трехфазного трактора, имеющего сле­дующую характеристику:

  • диаметр электродной проволоки 2—5 мм;
  • сила тока 200-900 а;
  • скорость хода трактора 12—136 м/час.

Для сварки трехфазной дугой может быть использована аппа­ратура двудуговой сварки Института электросварки имени акад. Б. О. Патона.

Полуавтоматическая трехфазная сварка разработана дня больших объемов сварки, главным образом заварки литья. Она может быть применена также и для сварки очень больших сече­ний: опорных плит, стержней, арматуры гидротехнических соору­жений ванным способом (диаметром 100—120мм). Процесс сварки ведется сдвоенными, изолированными друг от друга электродами диаметром 10—20 мм, длиной 600—750 мм на силах тока 500—1800 а. Подача электродного стержня по мере его сгорания в зону горения дуги осуществляется головкой с приво­димой в движение мотором рейкой, на конце которой закреплен электрододержатель с присоединенными к нему двумя фазами от трансформатора. Третья фаза присоединяется к столу, на ко­торый укладывается свариваемая деталь.

К полуавтоматическим же способам трехфазной сварки может быть отнесена и сварка с закладкой одного из электродов в шов (фиг. 129). Слой качественного покрытия изолирует этот электрод от детали. Дуга между этим электродом и деталью горит по принципу самосгорания. В руках сварщика остается только один электрод в обычном однофазном электрододержателе.

Таблица 49

 Сравнительная характеристика ручной и автоматической сварки трехфазной дугой

Схема полуавтоматической трехфазной сварки с закладной одного из электродов в шов

Схема полуавтоматической трехфазной сварки с закладной одного из электродов в шов

Ручная сварка трех­фазной дугой может производиться двумя изолированными общим покрытием электродами. Электроды заготов­ляются в специальных рамках или на прессах с одновременным про­пуском двух стержней. К изолированным друг от друга ветвям электрододержателя подводятся две фазы от трехфазного источника тока; третья фаза под­водится к детали. Для гашения третьей (меж­дуэлектродной) дуги при отрыве электрода от детали и угасания дуг между электродами и деталью в сеть включа­ются контакторы или же источники тока со специальной ха­рактеристикой. Электро­ды могут быть примене­ны и с дополнительной присадкой. В этом слу­чае коэффициент наплав­ки доходит до 14— 15 г/а-час (вместо 9—9,5 г/а-час при сварке однофазной дугой). Эти электроды могут быть с успехом применены для заполнения больших объемов наплавленным металлом.

Схемы включения трехфазных трансформаторов, контакторов и изложение технологических приемов и режимов приводятся в литературе по трехфазной сварке.

В дополнение к данным табл. 38, характеризующим произво­дительность различных способов сварки, в табл. 49 сообщаются данные по сварке трехфазной дугой. При ручной и автоматиче­ской сварке (присадочной) проволокой производительность допол­нительно повышается на 25—35%.

 

Установки для автоматической сварки

Установка для автоматической сварки состоит из головки, подающей проволоку, станка, по которому перемещается головка, и приспособлений, к которым крепятся свариваемые детали:

  • стел­лажи;
  • кантователи;
  • манипуляторы.

Автоматическая сварка производится при неподвижной детали с перемещающейся головкой или при неподвижной головке с пе­ремещающейся деталью. Большинство существующих автоматиче­ских установок работает при неподвижной детали и перемещаю­щейся головке. В этом случае уменьшается площадь рабочего места и обеспечивается возможность перехода сварочной головки с одного рабочего места на другое, на котором ранее производи­лась сборка деталей. Автоматическая головка перемещается по портальному или мостовому крану, который сам переходит с од­ного рабочего места на другое.

Такая организация рабочего места при автоматической сварке имеет место в случае, когда для крепления деталей применяются сравнительно простые, недорогие приспособления.

Если применяются сложные универсальные кантователи или манипуляторы, то головка со станком придается каждому мани­пулятору. Сборка изделия в этом случае с целью лучшего исполь­зования сварочной установки ведется на другом рабочем месте с которого оно и подается под сварочную установку. Перемещаю­щаяся вдоль рабочего места сварочная головка требует, чтобы флюс был убран вдоль всего рабочего места, что в некоторых случаях очень сложно. Кроме того, подача тока к головке вызы­вает необходимость в устройстве длинной гирлянды проводов большого сечения. В некоторых случаях рациональнее установить головку неподвижно, а конструкцию, наоборот, перемещать под сварочной головкой. При такой настройке может быть легко осу­ществлена подача и уборка флюса, а токоподвод выполняется постоянным и крайне просто. По такой схеме работают автоматы с креплением детали на вращающемся столе. Для сварки балоч­ных конструкций требуется двойной габарит на перемещающийся стол по типу строгального станка.

Установки с неподвижной головкой и с подвижной деталью применяются при сварке на конвейере в массовом производстве. С переходом от одной головки к другой подвижное приспособле­ние, к которому прикреплена деталь, поворачивается и на нем деталь устанавливается для сварки следующего шва.

 

Кантователи и манипуляторы

Применение производительных способов сварки — автоматиче­ской сварки трехфазной дугой, двудуговой сварки, автоматической сварки на повышенных режимах — значительно уменьшает ма­шинное время. Для увеличения общей производительности совер­шенно необходимо снижать время и на все дополнительные опе­рации. В этом случае повороты конструкций в возможное и наи­более удобное для автоматической сварки положение должны производиться не подъемными приспособлениями, а кантователями и манипуляторами.

Поворотные приспособления, называемые кантователями, пы­тались применять и при ручной сварке, но тогда в большинстве случаев они оказывались примитивными. Автоматическая же свар­ка требует полной механизации всех вспомогательных операций.

Различие между кантователями и манипуляторами заклю­чается в следующем. Кантователь обеспечивает поворот изделия из одного положения в следующее, а сам процесс сварки проис­ходит без вращения кантователя; автоматическая головка в этом случае перемещается по шву. При сварке на манипуляторе вра­щение детали производится манипулятором и в процессе сварки; автоматическая головка может стоять неподвижно или иметь свое перемещение.

Повороты конструкции кранами (кантовка конструкций) тре­буют значительного времени на штроповку конструкции, на уста­новку ее в необходимое положение и выверку. Повороты конструк­ции кранами связаны с возможными ударами конструкции о стеллажи и порчей их; для бригады, обслуживающей кран, работа эта не безопасна, так как возможные срывы штропов ве­дут к тяжелым авариям и травмам. В этом случае поворот кон­струкции производится особой бригадой. Кран продолжительное время задерживается на кантовке и устраняется от выполнения цеховых транспортных операций.

При наличии кантователей или манипуляторов кран только подает и снимает конструкцию со стола кантователя (манипуля­тора), а все операции по повороту конструкции производятся сборщиком или сварщиком.

Таким образом, применение кантовате­лей и манипуляторов разгружает тран­спортное оборудование цеха.

Кантователи могут проводить или толь­ко операции поворота собранного изделия, или являются одновременно и кондукто­рами, обеспечивая и сборку изделия. В том случае, когда кантователями (мани­пуляторами) производится только поворот изделия, сборка изделий осуществляется на стеллажах или в простейших кондукто­рах, где выполняется соединение элемен­тов прихватками. Такая организация сборочно-сварочных работ имеет место в се­рийном производстве, когда свариваются хотя и однотипные, но различные детали: рамы экскаваторов, тележки кранов, дета­ли станов и прессов. В этом случае уста­навливаются универсальные кантователи (манипуляторы) с возможностью поворота изделия в любое положение.

При изготовлении изделий в массовом производстве и в особенности при наличии в изделиях механически обработанных де­талей, требующих точной установки, при­меняется сборка в кондукторах, которые вместе с тем являются и манипуляторами. При таких устройствах, в особенности когда сборка занимает значительную часть общего времени сборочно-сварочных работ, автоматическая сварочная установ­ка на подвижном портале передвигается от одного кондуктора манипулятор а 2 к другому, т. е. одна сва­рочная установка обслуживает несколько манипуляторов.

В этом случае получается не только сокращение числа свароч­ных установок, но и возможность более свободного обслуживания сборки краном, так как автоматическая установка, находящаяся над одним манипулятором, позволяет работать крану над осталь­ными кондукторами-манипуляторами. При такой организации сборочно-сварочных работ требуется четкость в соблюдении цикла сборки и сварки, что особенно важно в массовом производстве.

Наибольшей простотой отличаются манипуляторы, обеспечи­вающие поворот цилиндрических сосудов (труб, барабанов, кот­лов). Схематически приспособление изображено на фиг. 131. Цилиндрическое изделие 1 поворачивается на роликах 2 и 3.

Приспособление для поворота цилиндрических изделий

Приспособление для поворота цилиндрических изделий

Ролики 2 неподвижные и принудительно вращаются около своей оси. Ролики 3 для сварки изделий различного диаметра могут быть передвинуты в обе стороны по балке. Ролики 2 вращаются вруч­ную или от мотора.

Оригинальный вариант поворотного приспособления был при­менен для сварки труб газопроводов на строительстве Магнито­горского металлургического завода (фиг. 133). Трубы собирались из завальцованных барабанов, которые стыковались на наклон­ной площадке; площадка в данном случае являлась приспособлением. По мере сварки кольцевых швов трубы перекатывались по площадке и за один полный оборот попадали на ее край и затем перекатывались на железнодорожный вагон для подачи на место монтажа.

Приспособление для поворота при сарке труб

Приспособление для поворота при сарке труб

Для сборки балок, колонн и поворота их в удобное при сварке положение на строительных площадках применяют диски (фиг. 134). В этих приспособлениях — дисках собираются балоч­ные конструкции в довольно значительном диапазоне высоты их стенок. Для возможности поворота с небольшим усилием диски должны перекатываться по уложенным под них швеллерам на вы­веренной под один уровень площадке, имеющей горизонтальное или наклонное положение. Это сборочное приспособление служит вместе с тем кантователем при сварке.

Диски для сборки и кантовки конструкций

Диски для сборки и кантовки конструкций

К приспособлениям, упрощающим установку при сварке балок, относится приспособление (фиг. 136), фиксирующее положение швов «в лодочку». Поворот балок осуществляется краном.

Приспособление для установки швов в лодочку при сварке балок

Приспособление для установки швов в лодочку при сварке балок

Более сложен кантователь для сварки балок (фиг. 135). Он осуществляет поворот на 360° и дает возможность производить сварку всех швов двутавровых балок в положении «лодочки». Этот кантователь предназначен для сварки балок рукояти экска­ватора СЭ-Ш длиной около 8 м. Кантователь имеет боковые план­ки, удерживающие флюс от осыпания с балки. Применение кан­тователя, взамен сварки на стеллаже с кантовкой балки краном, значительно снижает время на вспомогательные операции.

Кантователь для сварки балок рукоятки экскаватора

Кантователь для сварки балок рукоятки экскаватора

Еще более сложен кантователь для сварки нижних рам экска­ватора (фиг. 137).

Кантователь для сварки нижних рам экскаватора

Кантователь для сварки нижних рам экскаватора

При сварке однофазной дугой применялось приспособление (фиг. 138), состоящее из оси на двух опорах, на которую наде­вается рама. По мере сварки одного из швов рама поворачивается на оси. Поворот осуществляется краном. Сварку швов возможно было производить только «в угол». При таком положении детали (при сварке «в угол») процесс проводился на сравнительно низ­ких токах однофазной дугой. Повышение режима при однофазной автоматической сварке и применение трехфазной сварки ведет при положении «в угол» к подрезам на вертикальной стороне сое­динения. Автоматическая сварка трехфазной дугой требует уста­новки детали швами «в лодочку». Кантователь (фиг. 137) обеспе­чивает возможность такого поворота, и уровень шва не меняется в широких пределах. Кроме того, кантователь обеспечивает точ­ную установку детали.

Приспособление для однофазной сварки нижних рам экскаватора

Приспособление для однофазной сварки нижних рам экскаватора