Приемка, испытание и отделка сварных конструкций

Приемка,  испытание и отделка сварных конструкций

Изготовленные конструкции принимаются для сдачи их заказ­чику (на заказ или механосборочному цеху). Во многих слу­чаях по техническим условиям производится испытание конст­рукций на действительную расчетную нагрузку, на нагрузку, несколько превышающую расчетную, или на нагрузку, имитирую­щую действительную. Испытание на имитирующую нагрузку про­водится в том случае, если не имеется условий, создающих дейст­вительную нагрузку.

Имитирующая нагрузка должна создавать усилия в основных элементах, совпадающие со значениями усилий от действительной нагрузки.

Приемка конструкций проходит по следующим этапам.

  1. Проверка всех документов, отражающих качественную ха­рактеристику использованных материалов в соответствии с тех­ническими условиями: сертификатов на основной металл, приме­ненный в изделии, сертификатов на отливки или поковки (в ком­бинированных конструкциях), сертификатов на электроды, приса­дочную проволоку и флюсы.
  2. Проверка всех документов, отражающих насколько изго­товление изделия соответствовало технологии, разработанной и утвержденной технологическим отделом: журнала пооперацион­ного контроля; паспортов сварщиков, принимавших участие в из­готовлении (сварке) изделия; результатов механических испыта­ний сварных образцов (если сварка образцов предусмотрена тех­ническими условиями); актов испытания изделия в соответствии с техническими условиями; результатов рентгеновского просвечи­вания.
  3. Проверка соответствия конструкций геометрическим разме­рам, заданным чертежом. Эта проверка производится на стелла­жах обмером конструкции; прямолинейность конструкции и совпадение осей проверяются по струне—натянутой стальной про­волоке.

Струны натягиваются между концевыми элементами кон­струкций. Особо тщательно проверяются геометрические разме­ры сварных деталей машин. В сварных деталях машин задаются очень малые припуски на механическую обработку, поэтому раз­меры сварных деталей машин должны быть выдержаны с боль­шой точностью. Это положение определяет значительное преиму­щество применения сварки в машиностроении; производительность механических цехов при этом повышается в несколько раз по сравнению с производительностью на обработке литых деталей машин.

Геометрические размеры сварных деталей машин прове­ряются на точно выверенных плитах (фиг. 200), причем провер­ке подвергаются как общие геометрические размеры, так и соот­ветствие осей, находящихся в различных плоскостях.

Схема проверки геометрических размеров сварной стрелы экскаватора

Схема проверки геометрических размеров сварной стрелы экскаватора

Поверхности сварных машиностроительных деталей и узлов которые должны быть обработаны механическим способом, обо­значаются соответствующим образом на чертежах.

Кроме указанных видов приемки, производится приемка по внешней отделке как отдельных деталей, так и законченных сварных конструкций. В тяжелом машиностроении для некоторых машин применяется отделка поверхности сварных конструкций по видам оборудования, классы которой приведены в табл. 54.

Таблица 54

Классы отделки поверхности сварных конструкций

Характеристика класса отделки поверхностей приводится в табл. 55.

Таблица 55

Характеристика классов отделки поверхности сварных конструкций

Испытания конструкций производятся на прочность и на плот­ность соединений. При одновременном испытании на плотность и на прочность проводится гидравлическое испытание.

Испытание сжатым газом (инертным) разрешается произво­дить только в том случае, если невозможно организовать гидрав­лические испытания; оно должно производиться в присутствии специального надзора и с выполнением всех требований техники безопасности. Испытательное давление при гидравлических испы­таниях и испытаниях сжатым газом устанавливается положения­ми Котлонадзора и техническими условиями заказчика.

Испытание конструкций (ферм крановых мостов, балок стро­пильных ферм) производится сравнительно редко и только в тех случаях, когда необходимо проверить прочность и деформации нового типа конструкций, а также прочность конструкции, изго­товленной с применением новой технологии. Для испытаний кон­струкции устанавливаются на временные опоры и загружаются металлом, кирпичом или бутом. Центральный научно-исследова­тельский институт промышленных сооружений (ЦНИИПС) произ­водил загрузку конструкций водой, наливая ее в, резиновые сосу­ды, укрепленные на конструкции. Такой способ испытаний удобен по быстроте и удобству загрузки и разгрузки; он применялся также рядом строительных организаций.

Значительно более рациональ­ным по быстроте и стоимости за­трат является способ испытания парных конструкций гидравличе­скими домкратами. При этом способе испы­таний конструкции (2 фермы) по­парно укладываются на сбороч­ные стеллажи (фиг. 201), опор­ные части скрепляются временны­ми хомутами 1 и 2, в узлах 3 устанавливаются 50— 100-тонные гидравлические домкраты. К дом­кратам присоединены манометры, по которым определяют нагрузку, передаваемую от домкратов на фермы. Верхние пояса их закреп­ляются болтами через 1—1,5 м к стеллажам через угольники 4. Это закрепление, не препят­ствуя горизонтальному перемещению, исключает подъем кон­струкции со стеллажей.

Схема испытания конструкций гидравлическими домкратами

Схема испытания конструкций гидравлическими домкратами

Прогибы ферм при испытаниях замеряются прогибомерами, а напряжение тензометрами. После испытания во избежание перегрузки отдельных домкратов давление с них необходимо сни­мать ступенями, так как засорение спускного отверстия в каком- либо домкрате и передача на него всей нагрузки деформирован; ной фермы ведет к повреждению домкрата и разрушению кон­струкции в перегруженном узле.

При большом количестве конструкций, подлежащих испыта­нию, работу ведут на двух рабочих местах: на одном месте про­водится испытание, на другом производится уборка уже испытан­ных конструкций и укладка новых.

Описанный способ испытаний дает возможность испытывать несколько пар конструкций за одну смену. Этим же способом испытывались крановые фермы (фиг. 203).

Испытание ферм мостового крана гидравлическими домкратами

Испытание ферм мостового крана гидравлическими домкратами

При отделке сварных конструкций производятся следующие работы:

  • очистка конструкции от грязи, масла, шлака (сварных швов);
  • грунтовка конструкций;
  • шпаклевка конструкций;
  • окраска конструкций.

Поверхности перед окрашиванием должны быть очищены от ржавчины, масел и других загрязнений, мешаю­щих хорошему сцеплению лакокрасоч­ных покрытий с металлом. С этой целью поверхности обдуваются сжатым возду­хом, протираются насухо и обезжири­ваются хлопчатобумажными концами, смоченными четыреххлористым углеро­дом, а при отсутствии его скипидаром или бензином. Перед окраской сырые места тщательно высушивают.

Подготовленные к окраске конструк­ции предъявляются отделу технического контроля.

После очистки металлические поверхности грунтуются тонким слоем серой масляной краски (для серых поверхностей) и желез­ным суриком (для красных поверхностей).

Натуральная олифа как грунтовочный материал применяется:

а) для масляных ванн всех машин серийных, единичных и редукторных шестерен;

б) для внутренней и наружной грунтовки грязевых насосов буровых установок;

в) для всех машин особо ответственного назначения, требую­щих длительного срока эксплуатации;

Во всех других случаях для грунтовки применяется олифа-оксоль.

Шпаклюются, как правило, только поверхности, требующие особой внешней отделки (на машинах первого класса). К этой- категории относятся машины, находящиеся в машинных залах: скиповые лебедки, редукторы, шестеренные клети, насосно-аккумуляторные установки и т. п. Местной шпаклевке подвергаются от­дельные неровности лицевых поверхностей машин 1 и 2 класса. В обязательном порядке шпаклюются также сварные швы листо­вых конструкций.

Окраску конструкций производят на натуральной олифе или на олифа-оксоль. Для ответственных конструкций применяют также авиаэмали. Краска наносится методом пульверизации или вручную. В некоторых случаях производится металлизация по­верхности конструкций.