Гoд мeтaния в aрxитeктурнo-стрoитeльнoм кoнтрoлe зaвeршился пaрaличoм стрoитeльнoй oтрaсли. Прaвитeльствo с пaрлaмeнтaриями и сooбщeствoм гoтoвят нoвый этaп кoмплeкснoгo рeфoрмирoвaния систeмы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния в сфeрe стрoитeльствa. В чeм oн зaключaeтся?
Чтo имeннo прoизoшлo
Oбъeмы принятия в эксплуaтaцию здaний в 2020 гoду в Укрaинe упaли вдвoe. Пo oфициaльнoй стaтистикe, принятo не более чем 5,7 млн м2 жилья и 2,4 млн м2 — нeжилыx здaний (прoтив 11 и 4 млн м2 сooтвeтствeннo в 2019-м). Пoкaзaтeли пo жилью уxудшились aбсoлютнo вo всex рeгиoнax стрaны. Нaиxудшaя ситуaция слoжилaсь в Киeвe и Днeпрoпeтрoвскoй oблaсти. Здeсь прoцeссы принятия в эксплуaтaцию здaний прaктичeски oстaнoвились. Зaстрoйщики стoлицы и Днeпрoпeтрoвскoй oблaсти смoгли сдaть тoлькo пo 26-27% жилья oт урoвня прeдыдущeгo гoдa.
И дeлo вoвсe нe в кoсoбoкoй стaтистикe. Вeдь пaрaлич рынкa oтмeчaют бoльшинствo eгo ключeвыx игрoкoв и спeциaлисты oтрaсли. «Ситуaция нa стрoитeльнoм рынкe кaтaстрoфичeскaя», — гoвoрит прeзидeнт Кoнфeдeрaции стрoитeлeй Укрaины Лeв Пaрцxaлaдзe. Пo eгo oцeнкaм, в oблaсти зaмoрoжeны 150 млрд грн, в рeзультaтe 100 тыс. сeмeй в прoшлoм гoду квaртиры нe пoлучили. Сoглaсeн с пeчaльными стaтистичeскими дaнными пo ввoду в эксплуaтaцию oбъeктoв стрoитeльствa и прeзидeнт Стрoитeльнoй пaлaты Укрaины Пeтр Шилюк. Вмeстe с тeм oн oтмeчaeт бoльшиe прoблeмы нe тoлькo пo сдaчe в эксплуaтaцию здaний, a тaкжe и кaсaтeльнo стaртa стрoитeльствa oбъeктoв.
Oдним изо глaвныx фaктoрoв вынуждeннoй «oстaнoвки» стaлa слaбaя рeфoрмa систeмы гoсудaрствeннoгo рeгулирoвaния в сфeрe стрoитeльствa, кoтoрaя былa нaчaтa гoд нaзaд, и нeспoсoбнoсть нoвoсoздaнныx oргaнoв нaвeсти пoрядoк в гoсудaрствeннoм aрxитeктурнo-стрoитeльнoм кoнтрoлe в стрaнe. Дaжe гoсудaрствo признaлo ee нeсoстoятeльнoсть. Нe инaчe нaдo рaсцeнивaть ликвидaцию в дeкaбрe 2020 гoдa Гoсудaрствeннoй инспeкции грaдoстрoитeльствa и Гoсудaрствeннoй сeрвиснoй службы грaдoстрoитeльствa, кoтoрым нe пришлoсь пoрaбoтaть дaжe oдин гoд в oтрaсли. Xoтя сoздaвaлись oни пoмпeзнo — вмeстo прeслoвутoй Гoсудaрствeннoй зодчески-строительной инспекции (ГАСИ), которая в уклон шести лет бесчинствовала в стране.
А именно для поиска путей вывода строительной отрасли изо кризиса и определения дальнейшего направления реформирования зодчески-строительного контроля и собрались новоприсоединенный представители власти и ключевых сфер этой отрасли следовать круглым столом в профильном комитете Верховной Рады — комитете сообразно вопросам организации государственной власть имущие, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.
Аюшки? не так с государственным контролем из-за рынком
Действующая система государственного зодчески-строительного контроля не выполняет сервисную функцию точно по предоставлению разрешений на формирование, ввод в эксплуатацию объектов строительства, и тому подобное. Безо вмешательства двух министров, народных депутатов и временной следственной комиссии исключается было получить, например, санкция на строительство даже навеса чтобы телят. И это типичная обстоятельства для всех регионов Украины, которую потребно системно исправлять.
И определяет ступень дискуссии вокруг проблем в сфере строительства и окончание публичного мероприятия под эгидой парламентского комитета.
В Украине наблюдаем загнивание государственной политики по развитию и регулированию строительной отрасли. Был потерян коммерческий надзор. Роль архитекторов, технического надзора по (по грибы) строительством была нивелирована. В большинстве случаев кончено сводилось к выполнению прихотей недобросовестных инвесторов.
Органы местного самоуправления как и утратили роль и значимость в процессах развития территорий, со своей стороны констатирует начальник правления общественного союза «Международный клоб «Зеволл-Украина» Виталий Грусевич.
Дела осложняется тем, что зодчески-строительный контроль — это единственно верхушка айсберга. Сейчас весь сфера градостроительства глубоко поражена коррупцией, заявляет фотокоординатор правительственно-общественной инициативы «Вместе напересечку коррупции» Оксана Величко. Целое субъекты градостроительства целый время мучились. Это был отнюдь не год реформ в сфере строительства, а бадняк хаоса. Ситуацию надо в корне реформировать, призывает представитель антикоррупционной инициативы.
Больше всего актуальными задачами сейчас являются адаптация разрешительных процедур, устранение коррупции, обеспечивание законных прав и интересов инвесторов, прав получай комфортную и безопасную жизненную среду чтобы потребителей, на качественную инфраструктуру строительных объектов, направляет в конструктивное крик дискуссию специалистов глава Комитета ВР Андрейка Клочко.
Участникам «комитетского» круглого стола были представлены двум варианта реформирования системы государственного регулирования в сфере строительства. Вотан из них представил майордом развития общин и территорий Алекс Чернышов, а второй — председатель подкомитета согласно вопросам строительства и проектирования Комитета ВР Священный Дунда.
«Министерский» вариант представлялся как бы концепция реформирования системы зодчески-строительного контроля в Украине. Подобранный законопроект еще не зарегистрирован в парламенте, не без того участникам мероприятия он был предоставлен угоду кому) обсуждения (располагает этим документом для 119 страницах и редакция ). И представлялась сия концепция как совместный трансформирование от группы депутатов, Ассоциации городов Украины, Офиса простых решений и результатов, Конфедерации строителей Украины и других организаций и участников строительного рынка.
«Депутатский» вариация представляет собой два взаимосвязанных законопроекта №5071 и №5072, презентованные народным депутатом Олегом Дундой. Запевало документ — по совершенствованию градостроительной деятельности и реформированию государственного зодчески-строительного контроля и надзора, а дальнейший — о повышении ответственности в сфере градостроительной деятельности.
Потому «депутатские» законопроекты были зарегистрированы в Верховной Раде вновь в феврале 2021 года, и фригана имело возможность с ними обстоятельно ознакомиться, ограничимся сейчас детальным анализом просто-напросто новой, «министерской» версии реформирования. Тем паче что именно последняя, согласно оценкам специалистов, должна останавливаться базовой для финального текста реформаторского законопроекта, что впоследствии, наверное, попадет возьми рассмотрение в сессионный зал парламента.
«Министерская» батмогенез
Концепция от Минрегиона имеет целью комплексное перестройка сферы градостроительства. Ее отпуск позволит ввести в Украине новую, прогрессивную концептуальную моделирующее устройство государственного управления в отечественном градостроительстве, уверяет сераскир Алексей Чернышов.
По его словам, эссенция реформы, согласно концепции, заключается изумительный внедрении двух фундаментальных принципов. Закачаешься-первых, предлагается существенная либерализация строительной отрасли и контроля по-над ней, которую господин Чернышов назвал а ещё разумной дерегуляцией. Во-вторых, вводится усиленная порука субъектов, а за некоторые нарушения хотя (бы) вводится уголовная ответственность. И выполнение этих принципов базируется в широком использовании технологий диджитализации.
«Министерская» автогенез предусматривает:
- уменьшение бумажного документооборота;
- вырабатывание и расширение сферы применения единой государственной электронной системы в сфере строительства (ЕДЕССБ);
- демонополизацию регистрации компетенция на выполнение работ вследствие эту электронную систему, ЦНАП либо — либо нотариусов;
- разграничения полномочий в области контролю между Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства (ГИАГ), органами местного самоуправления и юридическими лицами (в зависимости ото статуса объектов и класса возможных последствий СС1, СС2 река СС3)
- создание подсистемы управления рисками (к формирования планов проверок, их видов и объемов);
- поручение градостроительного надзора на Минрегион, и тому подобное.
Согласно усилению ответственности, то, как например, для проектантов предлагается подсоединить штрафы в размере до 4,5 млн грн, а ради экспертных субъектов — до 1,1 млн грн. Средства зависят от вида нарушения и класса строительных объектов (и повелось в прожиточных минимумах). Предполагается аж уголовная ответственность для исполнителей работ.
Рабочей версией будущего «правительственного» законопроекта предлагается вноска изменений в два десятка нормативно-правовых актов:
- законы о регулировании градостроительной деятельности, азбука градостроительства, местное самоуправление;
- законы об архитектурной деятельности, лицензирование, реестр документов разрешительного характера, строительные нормы;
- законы о финансово-кредитных механизмах, нотариате и об ответственности вслед правонарушения в сфере градостроительной деятельности;
- в Народнохозяйственный и Гражданский процессуальные кодексы, Статский и Земельный кодексы, Кодекс административного судопроизводства.
Завести в действие будущий закон предлагается насквозь год со дня его официального опубликования.
Доктрина, которую предложил Минрегион, впереди уже была представлена получи Национальном совете реформ и ее сделано поддержали президент Украины, премьер-министр-министр, председатель Верховной Рады и участники Нацсовета, заявил умелец Офиса простых решений и результатов Гошуля Цхакая. И выразил надежду, будто очень быстро новые изменения будут оценены всеми участниками строительной отрасли.
Комментируя «правительственную» концепцию, Еленя Шуляк отметила две ключевые ее особенности — активное пользование электронной системы и четкое установление контрольной функции органов местного самоуправления. На певом месте, по мнению народной избранницы, достоит сыграть огромную роль в борьбе с коррупцией, а во-вторых обеспечит эффективный контроль вслед самовольным строительством на местах.
Благовременно, по информации госпожи Шуляк, с 1 декабря задолго. Ant. с ЕДЕССБ уже занесено сильнее 130 тыс. документов с 10 тыс. участников рынка. А чисто как стимулировать органы местного самоуправления, воеже они качественно контролировали составление, нужно еще отработать, и соответствующие нормы позаносить в проект, добавляет Елена Шуляк.
В сопровождении с тем в «министерской» концепции (в самую пору, как и в «депутатской») есть счет потерян замечаний. В частности, председатель парламентского подкомитета Оля Дунда считает, что сия концепция «кособокая».
«Крупные застройщики могут образовать закрытую административную систему согласования и реализации проектов. Они способны зарегистрировать в избытке уполномоченных лиц, сертифицированных лиц, которых им пора и совесть знать не жалко потерять. Потому стоимость регистрации таких лиц аспидски мала. Там, где взятки достигают миллионов долларов, взыскание в $15 тыс. — это ни о нежели. Ведь такими лицами позволяется и пожертвовать».
Олег Дунда
Нардеп через «Слуги Народа»
Главу подкомитета соответственно вопросам технического регулирования и ценообразования в строительстве, производства строительных материалов и энергоэффективности в строительной отрасли Комитета ВР Ивана Юнакова смущает ведь, что в концепции Минрегиона маловыгодный предусмотрена ответственность созданной н ГИАГ. Кроме того, за мнению специалиста, необходимо предположить полную ответственность юридических лиц, заказчиков строительства.
Есть расчет ввести также дополнительную градацию финансовой ответственности из-за различные виды нарушений. Плановые и внеплановые проверки проектировщиков разумно исключить из концепции, предусмотрев такую удобный случай только в особых, скандальных случаях. И приставки не- надо требовать внесения всей проектной документации по части частным объектам в электронную систему, предостаточно ограничиться, например, генеральным планом и пояснительной запиской, считает национальный депутат.
Глава комитета согласно строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины Лёка Поваляев, со своей стороны, обращает рачительность на необходимость более как по нотам распределить функции контроля и надзора средь органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В экономически развитых странах контрольные и надзорные функции исторически являются монополией государства. И с ростом культуры строительства в таких странах усиливается ориентация привлечения к государственной системе надзора и контроля специалистов частного сектора, за всем тем делегируются им только отдельные надзорные и контролирующие функции, объясняет Поваляев.
Низкая значимость архитектора в градостроительстве ладком «правительственной» концепции беспокоит зампредседателя Архитектурной хоромы Национального союза архитекторов Украины Анну Кирий. Симпатия недовольна тем, что авторские власть на проекты архитекторы должны выражать заказчикам, зато ответственность разработчики концепции оставляют по (по грибы) архитекторами.
Не нормированы в документе да, по мнению госпожи Кирий, вопросы страхования. «Не будут страховые компании расквитаться миллионные штрафы за архитекторов», — утверждает нунций последних.
В целом же положение Минрегиона может стать хорошей основой ради того, чтобы в итоге порушить все то негативное в отрасли, почему мешало бизнесу и общинам успешно раскручиваться, заключает обсуждение основных положений фаворитного проекта зампредседателя комитета ВР Ёля Шуляк.
По общему мнению участников круглого стола, самый взвешенным представляется путь объединения лучших наработок «правительственной» концепции и «депутатских» законопроектов №5071 и №5072 в новехонький, комплексный, совместный проект закона. Звучат пусть даже мысли, что не есть расчет особо спешить, только бы появляющийся этап реформирования в строительной отрасли стал качественным и эффективным.
Когда-нибудь начнется новый этап реформы
Объединение результатам публичного мероприятия подо эгидой парламентского комитета должны лежать наработаны рекомендации круглого стола законодателям, сказал его демпфер, председатель Комитета ВР Андреич Клочко. Не назвал возлюбленный только сроки завершения экий работы. И рекомендаций пока уже нет.
Кроме того, бери базе профильного парламентского комитета планируется устроение рабочей группы для выработки текста нового законопроекта по части реформированию системы государственного управления в сфере строительства, с учетом предложений участников круглого стола.
Об этом рассказала найб этого же комитета парламента Сияющая Шуляк. Ведь, по ее мнению, схема, который презентовал министр Алекс Чернышов, «требует еще технической доработки и дополнений касательно прописывания определенных процедур и процессов».
Вкупе с тем участники круглого стола отмечают некоторую неопределительность в отношении возможных дальнейших их действий и судьбы проектов, которые вместе обсуждались на парламентской платформе.
«К сожалению, за завершении заседания не было полагается ни одно решение, инструкция комитета четко не обозначило дальнейшие поступки, поэтому не понятно, каков в итоге нашей работы: будет наработан Водан законопроект, который учтет весь положительные моменты двух законопроектов с учетом замечаний и предложений профессионального сообщества, разве опять решения будут приступать кулуарно, без учета мнений экспертов и органов местного самоуправления. Подчеркиваю, всего лишь открытый диалог дает надежду, что-что будет найден компромисс, какой-никакой позволит строительной отрасли потеть над чем в прозрачных и понятных условиях, а государству — доставить надлежащий контроль и гарантировать конечному потребителю действует наверняка и качественный продукт».
Олег Поваляев
Руководитель комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины
О дальнейшей судьбе проектов реформирования зодчески-строительной сферы попросило рекомендовать также главу Офиса простых решений и результатов (был одним с ведущих разработчиков представленной министром Алексеем Чернышовым версии «правительственного» законопроекта) Мовра Кривоноса.
Он утверждает, что-что все участники процесса настроены отнюдь и все хотят, чтобы переделка таки состоялась. К тому а, по словам специалиста, «в подавляющем большинстве положения представленного в конце владычица министром регионального развития текста будущего законопроекта уж готовы».
Поэтому господин Кривонос безвыгодный сомневается, что этот наряд, с учетом предложений и замечаний участников круглого стола, достаточно быстро и эффективно доработан.
«В ближайшее пора новый законопроект будет зарегистрирован в Верховной Раде, и никак не позднее лета текущего возраст соответствующий закон будет принят», — считает топ-директор Офиса.
Олег Поваляев Президент комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины Олегушка Поваляев Председатель комитета согласно строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины
«Весьма спорно выглядит предложенный Минрегионом приступ к осуществлению контроля в строительстве. По мнению этой модели функции контроля возложены получи частных юридических лиц, служба которых будут оплачиваться заказчиками строительства. Размолвка интересов очевиден!
Более удачной выглядит образец законопроекта №5071, согласно которой поверка за процессом строительства со стороны заказчика каждодневно обеспечивает инженер технического надзора, а уполномоченные должностные лица местного самоуправления, числом письменному заявлению заказчика, осуществляют раздельный контроль на трех стадиях: основание, здание, подключение к инженерным сетям.
В таком случае ништяк проведенный контроль должностными лицами органа местного самоуправления коллективно с инженером технического надзора делает взятие в эксплуатацию завершенных объектов предостаточно формальным и беспроблемным».
Минрегион предлагает взвалить на плечи функции контроля на частных юрлиц, словно создает конфликт интересов.
Доктрина контроля и надзора в строительстве является инструментом обеспечения безопасности конечных продуктов строительной деятельности — зданий и сооружений, подчеркивает умелец.
Об этом, к сожалению, маленький человек из участников круглого стола маловыгодный отмечал, отметил Поваляев. До его словам, речь шла о волюм, как защитить бизнес ото местной и государственной власти, а профессиональных архитекторов — «от наказания после их нарушения», а также о волюм, как предоставить больше полномочий органам местной высшие круги.
Но ни слова невыгодный было о том, как встать на защиту человека от некачественных строек и недобропорядочных застройщиков.
Симеон Кривонос Председатель Офиса простых решений и результатов Сёма Кривонос Председатель Офиса простых решений и результатов
«Концепция реформирования системы зодчески-строительного контроля в Украине, которую новопосвященный публично представил министр развития общин и территорий, была поддержана Национальным советом реформ.
Аристогенез предусматривает уменьшение возможностей во (избежание коррупции в отрасли, упрощение целого ряда процедур.
Незамедлительно нужно приложить максимальные активность ради поиска общей позиции всех участников разработки документа и представителей строительной отрасли, и якобы можно быстрее завершить перестраивание системы государственного архитектурно-строительного контроля.
Даю голову на отрез, что кошмарный этап развития этой системы бог скоро закончится. Тем самым короче положен конец коррупции и поборам в сфере строительства в Украине».
Как нехорошо в развитии системы архитектурно-строительного контроля бесконечно скоро закончится, уверяют полномочия.