Клепка

Клепкой называется процесс соединения двух или нескольких деталей при помощи заклепок. Этот вид соединения относится к группе неразъемных, так как разъединение склепанных деталей возможно только путем разрушения соответствующих частей заклепок.

Заклепочные соединения широко применяют при изготовлении ме­таллических конструкций мостов, ферм, рам, балок, а также в котлостроении, самолетостроении, судостроении и др.

Процесс клепки состоит из следующих основных операций:

  • образование отверстия под заклепку в соединяемых деталях свер­лением или пробивкой;
  • образование гнезда под закладную головку заклепки (при потай­ной клепке);
  • вставка заклепки в отверстие;
  • образование замыкающей головки заклепки, т. е. собственно клеп­ка.

Клепка разделяется на холодную, т. е. выполняемую без нагрева заклепок, и горячую, при которой стальные заклепки перед поста­новкой их на место нагревают до 1000-1100° С.

Практикой выработаны следующие рекомендации по применению холодной и горячей клепки в зависимости от диаметра заклепок:

  • ø до 8 мм — только холодная клепка;
  • ø 8 — 12 мм — смешанная, т. е. как горячая, так и хо­лодная;
  • ø > 12 мм — только горячая.

При выполнении слесарных работ обычно прибегают только к хо­лодной клепке. Горячую клепку выполняют, как правило, в специали­зированных цехах. Холодная клепка широко применяется в самолето­строении.

Преимущество горячей клепки заключается в том, что стержень лучше заполняет отверстие в склепываемых деталях, а при охлаж­дении заклепка лучше стягивает их. Образование замыкающей го­ловки может происходить при быстром (ударная клепка) и при мед­ленном (прессовая клепка) действии сил.

В зависимости от инструмента и оборудования, а также способа нанесения ударов или давления на заклепку различают клепку трех видов: ударную ручными инструментами; ударную при помощи кле­пальных пневмомолотков; прессовую при помощи клепальных прес­сов или скоб.

Ударную ручную клепку вследствие высокой стоимости, низкой производительности применяют ограниченно: при малом объеме ра­бот или в условиях, когда из-за отсутствия клепального инструмен­та и оборудования нельзя перейти к ударной клепке при помощи пневмомолотков или к прессовой клепке на прессах или скобах.

Кле­паные соединения имеют ряд существенных недостатков:

  • увеличение массы клепаных конструкций;
  • ос­лабление склепываемого материала в местах образования отверстий под заклепки;
  • значительное число технологических операций, необ­ходимых для выполнения заклепочного соединения (сверление или пробивка отверстий, зенкование или штамповка гнезд под потайную головку, вставка заклепок и собственно клепка);
  • значительный шум и вибрации (колебания) при работе ручными пневматическими молот­ками, вредно влияющие на организм человека, и др.

Поэтому, кроме совершенствования самого процесса клепки, при­меняют и другие способы получения неразъемных соединений, напри­мер электрической и газовой сваркой, соединением металлов термо­стойкими клеями ВК-32-200; ВК-32-250; ИП-9 и др.

Однако в ряде отраслей машиностроения, например в авиастрое­нии, в производстве слесарно-монтажного инструмента клепку еще широко применяют, особенно для соединения конструкций, работаю­щих при высоких температурах и давлениях.