Машинная клепка

Большой объем работ по клепке выполняют на специальных кле­пальных машинах, пневматических и гидравлических прессах.

Ма­шинная клепка имеет следующие преимущества:

  • высокая производительность труда;
  • высокое качество клепки — хорошее обжатие стержня и заполне­ние отверстия, а также формирование головки безукоризненной формы;
  • незначительный процент брака (в сравнении с браком при руч­ной и пневматической клепке);
  • почти полная ликвидация физического труда;
  • меньшее число занятых рабочих.

Клепальные машины изготовляются стационарными и перенос­ными. Первые имеют несколько большую производительность, но и недостатки: изделие должно перемещаться по мере постановки заклеп­ки, что при громоздких конструкциях требует устройства специальных рольгангов, а значит, дополнительных площа­дей.

Пневматичес­кие клепальные машины стоят де­шевле гидравлических. Они выпускаются перед­вижными, но могут быть и стационарными.

Ручной пере­носный пневма­тический пресс ПРП5-2 (рис. 369, а) ши­роко применяют при одиночной клепке, осо­бенно в труднодоступ­ных местах. Произво­дительность его в пять раз выше производительности пневматического молотка. На этом прессе клепают де­тали общей толщиной до 4 мм стальными заклеп­ками наибольшего диа­метра 4 мм и заклепка­ми из дюралюминия 5 мм.

Прессы

Прессы

Пресс имеет пневма­тический цилиндр и клиновый механизм, при помощи которого преобразуется движение поршня в рабочее дви­жение обжимок 3, 4.

Ппевморычажный стационарный пресс КП-204М (рис. 369,б) применяют при одиночной клепке деталей стальными заклепками (сталь 15) диаметром до 5 мм и заклепками из дюралюминия (Д1, Дб) диаметром 6 мм.

Силовой агрегат благодаря воздухораспределительному устройству осуществляет в определенной последовательности подачу сжатого воздуха в различные камеры пневматических цилиндров, чем обес­печиваются автоматические рабочие и обратные ходы. Рычажная система создает усилие на плунжере, необходимое для расклепыва­ния заклепок.

Сжатый воздух из воздушной магистрали к автоматической маслен­ке поступает через фильтр 12, в котором удаляются имеющиеся в воз­духе примеси.

Для склепывания деталей различной толщины или при исполь­зовании заклепок другого диаметра упор 5 перемещают по оси, вращая рукоятку 7, которая стопорится гайкой 6. Правильную форму замыкающей головки и сжатие склепываемых деталей достига­ют действием обжимками 3 и 4.

Пресс пускают в действие нажатием ноги на педаль 10. Большой зев и вылет скобы пресса допускают клепку деталей различных раз­меров. Конструкция пресса допускает установку скобы в вертикальном положении, что очень важно при клепке плоских деталей больших размеров.

Виды и причины брака клепки

Наиболее рас­пространенные виды брака при клепке приведены ниже.

Виды и причины брака при клепке

Виды и причины брака при клепке

У плохо поставленной заклепки срубают головку, а затем бород­ком выбивают стержень. Заклепку можно также высверлить. Для этого закладную головку накернивают и сверлят на глубину, равную высоте головки. Диаметр сверла берут немного меньше диаметра зак­лепки. Недосверленную головку надламывают бородком, затем выби­вают заклепку.

Способы проверки качества клепаного соединения

После сборки заклепочные соединения подвергают тщательному на­ружному осмотру: проверяют состояние головок заклепок и склепан­ных деталей. Плотность прилегания соединенных деталей определяют щупом. Головки заклепок и расстояние между ними проверяют шабло­нами.

Заклепочные соединения, требующие герметичности, подвергают гидравлическим испытаниям путем нагнетания насосом жидкости под давлением, превышающим нормальное на 5-20%. Места соединения, дающие течь, подчеканивают.